thumbnail.webp

Torchbearer - что ты такое?

Хочешь поиграть или поводить? Прочти

Это не полноценный обзор. Я не буду здесь расписывать конкретные механики и делиться своими впечатлениями. Расскажу то, о чём эта игра, а также предостерегу о важных особенностях тех, кто захотел поиграть или поводить Torchbearer.

cave

Общие слова о мире и настроении игры

О Миддармарк

Назвать жителя Миддармарк (мира Torchbearer) авантюристом - значит оскорбить его. Уважаемые люди состоят в гильдиях, служат в храмах, обладают властью. На худой конец они - соль земли - и возделывают её для всех нас. У тебя есть проблема: ты - не один из них. Тебя считают чужаком, подлецом, бродягой. Места в гильдии тебе не нашлось - и так слишком много подмастерий. Ты определённо не дворянин, либо твои старшие братья и сёстры уже поделили всё наследство. А если ты проклят видениями Бессмертных - храмы не примут тебя. Ты - изгой, так что тебе ничего не остаётся, кроме как идти своим путём. В таком образе жизни есть определённая свобода, но и свои трудности. Деньги утекают сквозь пальцы так же легко, как кровь из твоих ран. Но по крайней мере твоя жизнь принадлежит тебе. И если повезёт, то, возможно, ты окажешься на вершине. Закон о найденных сокровищах милостливо щедр: нашедший может тратить, продавать или хранить всё, что обнаружил.

А сокровища - не редкость в землях Миддармарк. Этот северный материк суров, дик и неукротим. Лето здесь короткое, а зима - длинная. Города перенаселены, еда дорогая. Гильдии контролируют торговлю. Дворяне контролируют налоги. Священники молятся за наши проклятые души. А там, за городскими стенами, поджидают звери, призраки… монстры. Они населяют леса, живут под полями, обитают в развалинах наших падших крепостей. Они похищают одиноких страников, грабят наши караваны и даже нападают на города, когда чувствуют в себе силы.

Мы думали, что можем завоевать эти земли, подчинить их себе. Но мы лишь гости. Нашим предкам удалось здесь обосноваться, однако их высокомерие сыграло с ними злую шутку. Леса отомстили им. Горы восстали. Моря протестующе вздымались. Существа выходили из расселин и пещер. Пена и огонь были ответом на “завоевания”. Мы сражались с этим. В ход шло всё: оружие, заклинания, молитвы. Но сама природа, словно прилив, неуклонно напирала, оттесняя нас. Теперь большинство ютится за городскими стенами и довольствуется тем, что им дано. Но некоторые - те, у кого больше ничего не осталось, - берут факел и меч и ступают в тёмные дебри. Ибо там, под корнями, покоятся руины тех, кто был до нас. Безрассудные цивилизации лежат одна на другой, словно трупы, сваленные в яму. Каждая из них думала, что сможет подчинить себе эти земли. Каждая потерпела неудачу. Но они оставили нам надежду, а также золото, артефакты и знания. Те, кто достаточно смел или глуп, чтобы отправиться на поиски, будут щедро вознаграждены. Рискуя своей кровью за горсть монет, мы, возможно, станем героями. Если выберемся живыми.

О чём игра

Torchbearer - настольная ролевая игра об отчаянных приключениях. Игроки берут на себя роль авантюристов, которые исследуют заброшенные руины, сражаются с ужасными монстрами и находят забытые сокровища. Экспедиции, которые они предпринимают, обременительны для тела, разума и самой натуры героев. Чтобы выжить, они должны тщательно распоряжаться едой, водой, источниками света и другими ресурсами. Чтобы превзойти самих себя, они должны сражаться за то, во что верят и достигать поставленных ими целей. Чтобы преуспеть, они должны набивать свои сумки добычей и сокровищами. Этот триумвират конкурирующих потребностей создаёт напряжение, уникальное для Torchbearer. Игрокам требуется взвешивать свои силы при каждом решении, которое они принимают. Какие-то из них могут показаться простыми или легкомысленными в начале, но чем глубже герои погружаются в приключение, тем тяжелее и дороже становится каждое решение.

dh

Меня позвали играть

В такие игры кого попало играть не зовут, так что не исключено, что тебе понравится. Но есть несколько особенностей, о которых тебе следует знать.

Torchbearer - сложная игра

“Сложная” как минимум в двух смыслах.

Персонажи здесь не являются героями, которые залетают в подземелье, спасают там всех принцесс и уничтожают всех драконов. Исходя из описания выше понятно, что героям тут придётся несладко: экспедиции в подземелье - опасное дело. Частенько из сложившихся ситуаций просто не будет “правильного” выхода и придётся находить компромиссы. Случаи, когда сложность проверки навыка выше, чем значение этого навыка (читай “ты физически не можешь преуспеть без траты каких-то ресурсов”) - не редкость. Но есть и хорошая новость: правила запрещают ведущему говорить “ничего не произошло” в ответ на проваленные проверки, так что история будет всегда двигаться вперёд. Вдобавок даже такие провалы очень важны для механики игры™️

Кстати о механике. Torchbearer также сложен как игра, как набор правил. Правил тут много (для игрока - около сотни страниц на английском), их придётся читать (ведущий не удержит всё за всех в голове) и, что самое важное, про них нельзя забывать или игнорировать. Нужно полностью концентрироваться на игре, держать возможные опции в голове и постоянно их применять - без этого события в мире принимают суровый оборот. Помни убеждения, инстикт и цель своего персонажа, чтобы получать за них награды. Помни опции по трате этих наград, чтобы выжимать из важных проверок максимум. Помни про черты персонажа и прикидывай, когда стоит рискнуть в моменте, чтобы в итоге отдохнуть в спокойном лагере. Помни про компетенции и снаряжение. А ещё и про остальных персонажей не забывай, чтобы друг с другом интересно поиграть: Torchbearer отлично работает, если вы подвязываете свой инстинкт или цель к другому персонажу, а отличия в ваших убеждениях могут даже породить интересный конфликт. Всё это сложно и требует абсолютной отдачи себя игре. Если ты не готов к такому - Torchbearer не для тебя.

Torchbearer - игра о персонажах

Могло сложиться впечатление, что Torchbearer является зачисткой подземелий в стиле OSR или “настольным Darkest Dungeon”. Но это не так. Зачистка подземелий - важная его часть, но это лишь половина уравнения. В Torchbearer много внимания уделяется персонажам. Герои здесь - не стерильные утилитарные инструменты взаимодействия игроков с миром. Персонажи Torchbearer неидеальны, и мы рассказываем истории о том, как отчаянные неидеальные персонажи ведут себя во враждебных для них условиях. Неидеальные герои будут принимать “неоптимальные” решения, так как они ведут их к достижению цели; будут совершать ошибки, так как их черты мешают им преуспеть в какой-то проверке; будут своими инстинктами загонять группу в дополнительные неприятности. Причём игрок совершает эти действия, не просто потому что хочет - сами правила подталкивают его к этому, выдавая игромеханические награды. Да, Torchbearer смог превратить “отыгрыш персонажа” в рабочую механику. Тебе придётся посидеть, подумать и наделить своего героя такими убеждениями, которые было бы интересно отыгрывать, а также предстоит ставить перед своим персонажем достойные цели. Бонус: бывает так, что при поднесении убеждений одного героя к другому начинает так весело искрить, что интересные внутрипартийные диалоги обеспечены!

Готовься описывать действия героя

Не задавай ведущему вопросы в стиле “А что там за дверью?”; не говори “Я бью кобольда” или “Я двигаю этот камень моим навыком X, а Ллойд мне помогает” - описывай, что конкретно делает твой персонаж. Он выглядывает из-за угла, повесив лампу на древко копья. Он своим мечом пытается попасть кобольду по ноге. Он, выслушав совет Ллойда, ищет подходящий рычаг и точку опоры, чтобы перевернуть камень. Это важно по трём причинам. Во-первых, это даст ведущему больше контекста, что позволит ему придумывать интересные последствия и избавит игроков от внезапных душных вопросов: “Погоди, а как конкретно ты это делаешь?” Во-вторых, у группы складывается общее представление о том, что конкретно со всеми происходит. Длинные описания не нужны. Главное, чтобы все понимали, что именно делают все участники. В-третьих, из-за количества правил игровой процесс может стать похож на настольную игру, его обязательно надо разбавлять описаниями (о необходимости описаний, кстати, тоже есть правило!) В фазе лагеря и фазе города советую не настолько заморачиваться, а вот в фазе приключения это обязательно. Ну и в-четвёртых - это просто круто и делает любые игры лучше.

sg

Хочу поводить

Это очень круто! Есть пара вещей, которые стоит знать, прежде чем ты начнёшь читать книги правил.

Золотое правило - не про Torchbearer

Принципы Torchbearer прямо противоречат расхожему “золотому правилу”: “Не используем механики, мешающие нам получать удовольствие”. Хочешь что-то поменять? Не хочешь разбираться в какой-то механике? Игроки не настроены или не имеют возможность прочитать правила? Не выйдет. Без этого, к сожалению, чуда не произойдёт. Torchbearer приносит тот самый фан тогда и только тогда, когда вы играете именно в него и именно по его правилам, не смешивая и не разбавляя. Выкидывание механик из Torchbearer сравнимо с выкидыванием “лишних” шестерёнок из часов - вся эта конструкция перестанет делать то, что должна, и встанет.

Torchbearer не похож на другие игры

Torchbearer - это, скорее всего, новая для тебя игра. Такой ты не видел. Это не D&D клон, не “мидскул” (простигосподи) и даже не “олдскул”. Единственная похожая на неё игра - Mouse Guard. Ещё Burning Wheel, но если ты пришёл оттуда, то с тобой всё ясно 🙃 Что это значит для тебя на практике? Даже если какой-то элемент кажется знакомым, не исключено, что в Torchbearer он работает иначе, присутствует в книге по неожиданной причине и у него другая ценность относительно остальных элементов. Постарайся изучить и провести игру так, будто делаешь это впервые. На вопросы ищи ответы сначала в книге, потом у тех, кто уже играл-водил, и только потом используй свой предыдущий опыт. Первые пару встреч мозги всех участников будут поскрипывать, наматывая правила на ментальные шестерёнки, но потом это позволить взглянуть на твои предыдущие и будущие игры по-новому.

Каждый вынесет из этой игры полезный релевантный опыт. OSR-бояре изучат потрясающий пример трекинга времени и ресурсов в подземелье; D&D-люди смогут делать многогранных персонажей со встроенной мотивацией и потенциалом для конфликтов буквально в 3 предложения; абсолютно все увидят, как от НРИ можно получить практически опыт “настолки”, при этом не только не потеряв, но и улучшив “ролевую” составляющую процесса.

Готовься вплетать персонажей в приключение

Под этим не имеется в виду придумывание сюжета заранее! Готовые приключения и подготовка собственных подземелий тут выглядят “олдскульно”. У ведущего есть подземелье с интересным окружением и крутыми обитателями, у каждого из которых есть свои цели. В эту ситуацию влетают герои и группа начинает обмазываться эмергентностью сюжета.

Но есть нюанс. Ведущему нужно уделять время не только приключению, но и месту персонажей в нём. Даже если он берёт готовое подземелье. Требуется подумать, как приключение может проверить убеждения героев на прочность, какие слухи позволят героям записать максимально интересные цели, в какие опасные ситуации персонажей могут завести их инстинкты, в качестве каких NPC могут уместно смотрется друзья или враги героев. Хорошие игроки будут пытаться достичь своих целей и отыгрывать свои убеждения, поэтому такая подготовка окупится. Приключение не взорвётся, если этого не сделать, но это улучшит твои игры.

Говоря о приключениях. В Scholar’s Guide (эдакой книге ведущего) есть приключение The Dread Crypt of Skogenby, но я не уверен, что оно является самым удачным для ввода людей в Torchbearer. Посмотри на Under the House of Three Squires и Tower of Stars из Cartographer’s Compedium - эти варианты мне больше нравятся в качестве первых приключений. Также можешь посмотреть приключения в журналах Torchbearer Sagas: The Grind: на данный момент существует 2 выпуска. Ещё один отличный источник приключений: Trilemma adventures.


Дополнительные материалы

Если после прочитанного желание поиграть или поводить только возросло - Torchbearer для тебя. Игра должна получиться просто отличной! Остались вопросы? Вот несколько русскоязычных материалов, которые могут помочь найти на них ответы

Спасибо паладину Саше и Антону с бухты Барахты за помощь в приготовлении статьи.