Дисклеймер раз: я не являюсь профессиональным звукорежиссёром, академий не заканчивал. Я даже профессиональным подкастером не являюсь. Поэтому ни в коем случае не воспринимайте этот текст как истину в последней инстанции.
Дисклеймер два: здесь мы не будем разбирать процесс придумывания жанра, тем, названия и обложки, а также не будем разговаривать про хостинг и тому подобные вещи - сконцентрируемся на техническом аспекте.
Дисклеймер три: спасибо подкаст-братюням Чайному Паладину и [POD]Покрас за дополнительные советы.


Итак, ты решил записать подкаст. Изготовление эпизода состоит из трёх шагов:

  1. Подготовка материала
  2. Запись
  3. Монтаж

Рассмотрим каждый из них подробнее.

Подготовка материала

Необходимо соблюсти баланс между двумя состояниями:

  • Я подготовил весь материал, чтобы ничего не забыть
  • У слушателя не возникает ощущение, что я просто читаю текст с бумажки - это слышно и слушать это не очень увлекательно

То есть следует подготовить всё необходимое, но не слишком много. Если ты записываешь один - нужен примерный сценарий, а если в компании, то лучше ограничиться тезисами. Если очень хочется записать конкретную фразу - делай предложения проще и короче: то, что хорошо выглядит на бумаге, не всегда хорошо воспринимается на слух. Ну и отличной идеей будет дать ещё кому-нибудь почитать (и, желательно, озвучить) материал, прежде чем браться за финальную запись.

Запись

Здесь возникает два вопроса: "На что записываться?" и "Как записываться, если я решу пригласить кого-то ещё?"

На что записываться

Гипотетически, можно записаться и на обычный телефон, если нет более подходящего оборудования. Либо взять у кого-нибудь USB микрофон - они самые простые в плане настройки (подключил, выставил уровень чувствительности и поехали). Главное - соблюдать несколько правил:

  • Постарайся найти самое тихое место. Меньше фоновых шумов - лучше результат в итоге
  • Не стоит записываться в большом пустом помещении, только если не хочется потом возиться с удалением эха со звуковой дорожки
  • Подвинься ближе к микрофону. Когда ты далеко - тебя хуже слышно на фоне шумов. Но слишком близко не надо - найди оптимально приятную по звучанию дистанцию для записи
  • Старайся находиться на одинаковом расстоянии от микрофона во время всего процесса записи. Особенно не крути головой :) Однако если вдруг хочется покричать - отодвинься, чтобы не было перегруза
  • Кстати о нём - проверь уровень чувствительности перед записью. Гораздо проще предотвратить проблему зашакаленного перегрузом звука, чем решать её
  • Если твоему микрофону нужен поп-фильтр, а у тебя его нет - не говори прямо в микрофон, поставь его чуть правее или левее. Таким образом ты чуток избежишь взрывных согласных (б п  и слов с ними) - у нас тут не савага, подкастам на записи взрывы не нужны
  • Старайся не издавать лишних звуков во время записи. Если очень надо пощёлкать мышкой - сделай это тогда, когда не говоришь, чтобы потом можно было без проблем вырезать
  • Оставь на записи несколько секунд тишины - потом по этому участку можно будет вырезать фоновый шум (это уже вопрос монтажа, про него ниже)
  • Постарайся записать всё за один присест. Звук при записи в другое время может отличаться и порой это слышно. Но это совсем уж мелочь
  • Не бойся молчать в микрофон и и никогда не прерывай запись, если возникла непредвиденная ситуация (позвала мама, хлопнули дверью, позвонили в звонок) - все эти моменты можно будет убрать на монтаже
  • С точки зрения приложений нет большой разницы. Главное, чтобы они умели записывать в как можно более высоком качестве и не вылетали посреди процесса. Можешь даже включить запись одновременно в двух приложениях - если одно решит упасть, то у тебя будет запасной вариант. Ну и самое главное - не забыть включить запись :)

P.S.: Если играешь онлайн - советую приобрести хороший микрофон. Остальные игроки скажут спасибо :) Однако совсем дорогой не нужен - discord/zoom в любом случае пошакалят звук.

Как записывать несколько ведущих?

Зависит от того, как вы собираетесь записываться. Главное правило: необходима отдельная дорожка для каждого участника записи, так как потом это позволит отдельно накладывать эффекты, вырезать ненужные куски и вообще сделает монтаж куда быстрее и удобнее.

Если вы решили собраться в одной комнате - встаёт проблема, чтобы голос одного человека не попадал на запись другого. Здесь я не помощник, так как никогда не записывался в таком формате.

Если же вы записываетесь онлайн: есть три варианта

  1. Кто-то один пишет общую дорожку. Этим кем-то может быть скайп или zoom. Наименее предпочтительный вариант - голоса всех участников схлопываются в одну дорожку и потом будет непросто с монтажом
  2. Каждый участник локально пишет свою дорожку и после записи отсылает тому, что будет монтировать. Минус подхода - если вы не пишете общую дорожку и у кого-то сломалась запись (и этот кто-то писал через одно приложение) - ваши старания могут поехать по сатане. Однако с точки зрения звука вариант самый хороший. Совет: пусть все участники перед записью проверять уровень фонового шума: в дискорде или зуме шум от человека может быть не слышен, так как их алгоритмы его убирают, однако на сырой записи он никуда не денется
  3. Использовать сервисы или приложения, которые централизованно пишут звук каждого участника на отдельную дорожку. Пример - https://www.ringr.com/, бот Craig в дискорде или сервис записи в anchor.fm. Однако сам я такими сервисами не пользовался и мне нечего сказать на эту тему

В остальном всё просто:

  • Старайтесь не перебивать друг друга. Если же тебя кто-то перебил - повтори начало фразы, а то на монтаже того, кто перебил, будет не слышно, однако твоё внезапное повышение громкости или пропуск слов никуда не денется
  • Включите вебки. Так проще не перебивать друг друга и в целом удобнее разговаривать
  • Если нужно подумать перед тем, как что-то сказать - подавляй в себе слова-паразиты в стиле "эээ, нуууу". Лучше промолчать: вся тишина про монтаже вырезается в два клика, а вот к каждому "ну, ээ, как бы" требуется индивидуальный подход :)
  • Начните запись одновременно: будет проще свести. Хлопать и прочие подобные действия совершенно необязательны - всё замечательно подгоняется на глазок один раз в начале

Монтаж

Здесь ответим на несколько вопросов:

  • Какие приложения можно использовать для монтажа?
  • Что вообще можно делать в подобных приложениях?
  • Как можно ВКОЧАТЬ звук? (с) Квадрат

Также дам несколько общих советов разной степени очевидности:

  • Убедись, что уровень громкости всех дорожек одинаков. Никому не нравится, когда одного участника еле слышно, а другой, наоборот, слишком громкий
  • Не переусердствуй с "оптимизацией" пауз: речь совсем без них звучит неестественно
  • Если используешь фоновую музыку - сделай её потише и не бери музыку со словами: и то и другое отвлекает от прослушивания. Хотя в качестве перебивок можно использовать что угодно (но помни про копирайты и вот это всё)
  • Дай ещё кому-нибудь послушать выпуск перед публикацией
  • По ходу дела можешь в отдельном файле оставлять заметки: с какого момента начинается какая тема, ссылки на все источники информации и тому подобное. Слушателю увидеть подобное в описании куда лучше, чем на слух пытаться что-то нагуглить

Приложения

Тебе понадобится нелинейный редактор. На самом деле может подойти даже какой-нибудь видеоредактор, если тебе в нём комфортнее работать. Однако лучше всего воспользоваться специализированными решениями.

  • Первое, что приходит на ум - Audacity: он простой, бесплатный и обладает большим количеством функций. Скорее всего, тебе его будет достаточно, несмотря на его минусы. Если же вдруг он по какой-то причине не понравился - есть другие подобные приложения-редакторы вроде oceanaudio или редактора внутри anchor.fm
  • Дальше располагается группа приложений под названием DAW - Digital Audio Workstation. Сюда входят известный всем Adobe Audition, а также менее известные REAPER (которым пользуюсь я), Ardour или Sound Forge. Минусы этих программ - более высокий порог входа и цена. Плюс этих программ - всё остальное :)

Точного ответа на вопрос "что же мне использовать?" я дать не могу, но посоветую Audacity.

Функционал

Что вообще умеют эти ваши аудиоредакторы и как они упрощают процесс монтажа подкаста? Они позволяют:

  • удобно вырезать из дорожек ненужные элементы: слова-паразиты, тишину, проезжающую машину за окном другого ведущего, неудачный дубль
  • работать с несколькими дорожками одновременно. Сведение легко осуществить на глазок. Во время монтажа понял, что этот кусок диалога лучше передвинуть в другое место? Не проблема
  • накладывать различные эффекты, которые помогают ВКОЧАТЬ звук, либо сделать его вообще удобоваримым, если что-то на записи пошло не так

ВКОЧАТЬ звук

Во всех подобных приложениях есть различные эффекты, которые позволяют каким-нибудь образом улучшить звук и добиться более приятного звучания. Однако на первый взгляд можно впасть в ступор от большого количества опций. В первую очередь обрати внимание на функциональность ниже, потом можешь навернуть другого по желанию.

  • Подавление шума. Здесь, думаю, всё понятно - убирает постоянный фоновый шум: у всех в разной степени фонит сам звуковой тракт. Я советовал оставить на записи несколько секунд тишины, чтобы можно было взять пример этого самого фона. Не стоит пользоваться им, чтобы заглушить хлопок двери в соседней комнате или лай собаки за окном, эта штука не для этого предназначена. Лучше активировать его в самом начале, чтобы дальнейшие преобразования делать с более "чистым" звуком
  • Удаление тишины. Очень полезный функионал - позволяет сократить время подкаста процентов на 20 в пару кликов. Убирать тишину необходимо синхронно на всех дорожках, чтобы в результате фразы не перепутались. Такие вещи, как правило, срезают весь звук, громкость которого ниже определённого уровня, поэтому держи баланс между тем, чтобы не пришлось восстанавливать сказанные кем-то тихо куски фраз и убрать тихо проезжающую за чьим-то окном машину
  • Компрессор. Эта штука позволит уменьшить разницу между самыми тихими и самыми громкими звуками. При настройке ставьте attack и release покороче: так как у нас дорожка состоит из голоса, то чем быстрее он будет срабатывать и чем быстрее заканчивать работать - тем лучше.  Если оставить их длинными - порой будет слышно, как компрессор "давит" участки, где не следует
  • Эквалайзер. Можно воспользоваться, чтобы прибрать вниз ненужные частоты и сделать голос более приятным. Лучше активировать пораньше (но после удаления шума). Вот здесь есть статья, которая позволит сформировать представление о том, что и как можно крутить и какой эффект это даст (осторожно, английский)

Этот контент создан при поддержке

Бара "Ролевая устрица" и индибояр:

Если хочешь нас поддержать - заходи к нам на Patreon.