Дисклеймер: это вольный перевод части одного из выпусков шоу "Office Hours". Если ты не в курсе, что это за шоу, об этом можно узнать здесь. Если ты хочешь посмотреть его в оригинале, тебе сюда.


Можно посмотреть на этот вопрос несколько шире. Зачем мы вообще ведём записи и что стоит в эти записи включать?

Игрокам в ролевые игры легко: им нужно контролировать лишь одного персонажа, при этом ещё у них есть специально реализованный инструмент для ведения записей под названием "лист персонажа".


Работа мастера - весь остальной мир, и это, блин, тяжело! Особенно когда не получается всё держать в голове, а так чаще всего и происходит. Здесь в выгодном свете выглядят такие игры как Apocalypse World и куча его хаков - они предоставляют нечто вроде "листа для мастера" и позволяют эти самые записи удобно структурировать. Но даже они не способны структурировать различные мелкие детали и факты, которые после игры так и норовят выпрыгнуть из головы, особенно если память оставляет желать лучшего.
Тетрадь для мастера это прямо святой грааль, насколько хорошая память у него бы ни была. Тетрадь сама становится твоей памятью. Из неё очень удобно доставать факты, о которых ты уже забыл, но которые могут быть сейчас очень важны. Или прямо сейчас не важны, но было бы здорово вспомнить о них позже. Это важно в классических ролевых играх вроде D&D, где на мастере лежит ответственность "знать и помнить всё": что делали и делают все персонажи, детали и события сеттинга, вот это всё. Мелочи очень просто забываются. Для D&D кстати существуют даже специальные "тетради мастера", которые пытаются упорядочить записи. Вот здесь есть один из примеров - спасибо студии Фантом за перевод.

Вести записи важно также и во время игры, не только при подготовке.

Так что же записывать? Зависит от игры - она сама должна определять это. Посмотри на неё. Что игра требует от тебя как от мастера? На основании этого (и складывающегося сюжета) уже можно составить примерный план записей, которые обеспечат тебе максимум пользы при минимуме времени на их создание.
Также есть несколько общих рекомендаций:

  • Записывай то, что точно забудешь. Некоторые детали очень легко вылетают из головы, особенно если придумываешь их на ходу. Не стоит недооценивать значимость мыслей, приходящих прямо на игре, а также переоценивать свою память, надеясь всё вспомнить потом.
Сказав вещь, сделай о ней заметку - это может вернуться и понадобиться позднее.
  • Вопросы, которые ты задаёшь самому себе во время игры и приходящие идеи. Иногда в процессе игры в голове возникает например имя для NPC - самого NPC ещё нет, но это уже ниточка, следуя за которой можно надумать много интересного между встречами. Если не забыть об этом.
  • Заметки о механике игры (если тебе это важно). Быстро найденное правило в напряжённой ситуации - бесценно.

Всё это те вещи, которые ты "обещаешь" игрокам и к которым было бы очень здорово вернуться позднее. Если игроки связываются с кем-то на другом конце галактики - очень важно через несколько встреч не забыть об этом.

Всё то, что стоит записывать в свою тетрадь, можно поделить на две части: то, что облегчит тебе жизнь и то, что вдохновляет.

С первым мы разобрались, поговорим о втором.
Многие мастера используют свои тетради только для подготовочных записей. Это логично, ведь невозможно играть без подготовки. Однако во время игры ты никогда не знаешь что послужит для тебя вдохновением. Не давай своей подготовке быть просто "подготовкой к следующей встрече". Пускай она тебя вдохновляет.

Поскольку ты не можешь доподлинно знать что тебя вдохновит, записи на эту тему можно распространить и за пределы игр - всё, что происходит в твоей жизни, способно вдохновлять и помогать мастерить. В тетради мастера место не только подготовительным записям. Даже если что-то из твоих записей не понадобилось сейчас - это не значит то, что оно не понадобиться позже. Возвращение к старым страницам через год - да даже и через месяц - вознаградит тебя новыми идеями.

Фильмы, музыка и тому подобное - это может вдохновлять. Смотри, слушай и делай записи. Здесь главное во время потребления контента вспоминать и записывать понравившиеся моменты, ведь очень легко сесть смотреть фильм, увидеть много крутого и в конце остаться с пустой тетрадью.

Можно сказать так - если ты собираешься занести в свою тетрадь запись, к которой ты не вернёшься потом - не пиши это.

Про формат ведения записей. Записи можно вести как удобно: это может быть физическая записная книжка, набор документов в google drive, календари, голосовые заметки. Используй что удобно, главное - веди записи не только ради сиюминутной подготовки.

Итак, используй записи для:

  1. Подготовки;
  2. Во время игры;
  3. В любой момент - для вдохновения. Мы поговорим о вдохновении в другой раз.